Арабская весна продолжается
Пока еще рано подводить даже самые предварительные итоги так называемой "арабской весны 2011", которая все еще продолжается, но уже настало время попытаться проанализировать причины этих событий, выявить их общие черты и закономерности, спрогнозировать возможные их последствия для международной и региональной безопасности.
Фартовые фишки для покера выигрывают всегда и везде!
При всем политическом разнообразии ушедших в историю четырех арабских режимов (Тунис, Египет, Ливия, Йемен) и пока еще сопротивляющегося, но уже довольно шаткого режима Башара Асада в Сирии, все эти арабские революции не случайно совпали по времени и имеют много общего в причинах внутренних конфликтов, хронике событий и влиянии на них внешних факторов.
Большая часть ныне свергнутых арабских режимов пришла к власти 40-50 лет тому назад на волне антиколониальных и антимонархических революций, панарабистских лозунгов, антиизраильских настроений. Во главе их оказались, как правило, молодые, амбициозные офицеры. Проведенные ими политические и социально-экономические реформы, национализация промышленности, природных ресурсов, банков, инфраструктуры, попытки в какой-то форме возродить "арабский халифат" или хотя бы создать временные союзы нескольких арабских государств, умелое маневрирование между Западом и Востоком в период "холодной войны" и четырех арабо-израильских войн способствовали поддержке новых лидеров со стороны широких народных масс. За относительно короткий промежуток времени, который можно сравнить с жизнью одного поколения граждан, арабские страны сделали большой рывок вперед в своем поступательном развитии во всех областях. Были преодолены вековая отсталость, всеобщая безграмотность, развивались промышленность, наука, туризм, сельское хозяйство, системы здравоохранения, образования, создавались современные вооруженные силы.
К концу 2010 года эти режимы во многом исчерпали потенциальные возможности по дальнейшему социально-экономическому развитию своих стран, утратили способность к эволюционным переменам, наступил политический застой, возникли кризисные явления общего характера, обстановка в арабском мире в целом на фоне общемирового финансового кризиса заметно обострилась. Внутри арабских стран созрели предпосылки к революционным преобразованиям. Одряхлевшие физически и морально, погрязшие в коррупции арабские лидеры (Али, Мубарак, Каддафи, Салех) не смогли цивилизованно передать власть новым руководителям, пытались и дальше авторитарно управлять своими странами, опираясь на семейственность и клановость, не желали своевременно провести давно назревшие политические и социально-экономические реформы.
Значительный прирост населения арабских стран, который можно назвать демографическим взрывом, появление большого слоя высокообразованной молодежи, которая не смогла найти себе работы и занять достойное место в обществе, безработица, нищета среди низших слоев населения при одновременном появлении местных богатеев со сверхдоходами, рост популярности неоисламистских лозунгов и настроений – все это усугубляло внутриполитическое положение в этих странах и создавало реальные предпосылки к протестным выступлениям широких народных масс.
Несмотря на то, что в Сирии президент по возрасту оказался относительно молод, сам факт принятия им власти по наследству и наличие в стране всех перечисленных выше проблем, а также своих, специфических (затянувшееся на полвека военное положение, 300 тысяч курдов, лишенных гражданства, узурпация власти одним из религиозных меньшинств – алавитским кланом, монополия на власть местных националистов в лице партии Баас и т.п.), привели и здесь к масштабным народным волнениям.
Сценарии свержения правящих арабских режимов в 2011 году несколько отличались друг от друга, но финал был примерно одинаков: бегство президента с ближайшим окружением за рубеж, судебное преследование оставшихся или убийство, как в случае с Муамаром Каддафи.
В этот же период была предпринята попытка выступления арабо-шиитского большинства против правящей династии суннитов в Бахрейне, но она была довольно жестоко подавлена с помощью силовых структур Саудовской Аравии и других монархических режимов Персидского залива. Демонстрации против властей прошли также в Алжире, Марокко, Иордании, Ираке, Султанате Оман, но они не носили столь массового характера, как это имело место в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене, Сирии.
Похоже на то, что "арабская весна" оказалась неожиданной не только для самих свергнутых тоталитарных режимов, но и для всего мирового сообщества. Попытки некоторых политологов представить эти события как следствие подрывной деятельности западных спецслужб, чьих-то коварных планов и очередной волны экспорта "цветных революций" не подтверждаются фактами. Безусловно, новые информационные технологии (интернет, мобильные телефоны и т.п. достижения науки) были широко использованы протестными слоями арабских обществ, в событиях приняли участие эмигранты и выпускники западных вузов.
США и другие западные страны первое время выступали лишь в роли наблюдателей, воздерживаясь от вмешательства во внутренние дела арабских государств, хотя, например, и Али и Мубарак были их давними партнерами и союзниками. Затем Вашингтон и его партнеры по НАТО попытались "оседлать" происходящие в арабском мире процессы и, по возможности, использовать их для сохранения или даже укрепления своих позиций в отдельно взятых странах и регионе в целом.
Однако первые "тектонические" сдвиги в политике ближневосточных государств показали, что на смену тоталитарным режимам приходят не воспитанные на западных традициях демократы, а непредсказуемые исламисты различного толка. Борьбу за власть ведут местные кланы, племена, политические и религиозные группировки, вплоть до ячеек "Аль-Каиды". События на Ближнем Востоке похоже начинают принимать форму "перманентной революции" или неуправляемого хаоса. Такой "демократизации" арабских стран Запад явно не ожидал. "Арабская весна" постепенно перерастает в "исламистскую зиму". В странах победивших революций эйфория сменяется конфликтами между теми, кто еще недавно сообща свергал прежнюю власть.
Очевидно, настало время инициировать беспристрастное расследование со стороны ООН, других международных организаций военное вмешательство НАТО во внутренние дела Ливии и убийство бывшего ливийского лидера Каддафи. Воспользовавшись возникшими в стране беспорядками и попытками оппозиционных группировок вооруженным путем свергнуть режим Каддафи, а также ответными силовыми действиями правительственных войск, Вашингтон и его западные партнеры инициировали в Совете Безопасности ООН принятие резолюции по созданию над Ливией так называемой, "бесполетной зоны". Россия и Китай не решились применить своего права "вето", поскольку не усмотрели в этой резолюции какой-либо угрозы нарушения прав и свобод ливийцев.
Прошло совсем немного времени, и вооруженные силы НАТО превысили свои полномочия и явно вышли за пределы мандата ООН. Не ограничиваясь контролем за воздушным пространством Ливии, натовцы приступили к планомерным ракетно-бомбовым ударам по военным и гражданским объектам страны. В результате этих налетов погибли тысячи ливийских военнослужащих и гражданских лиц, включая женщин, детей и стариков, десятки тысяч получили ранения. Инфраструктура страны оказалась разрушенной, разрозненные силы оппозиции втянулись в затяжную гражданскую войну с правительственными войсками. Такие действия Запада по отношению к Каддафи и его режиму трудно укладываются в навязываемые арабским странам модели "современной демократии".
Мировое сообщество сделало определенные выводы из драматичного и кровавого ливийского сценария. Не случайно, что при дебатах в Совете Безопасности ООН по очередным ограничительным международным санкциям в отношении Сирии и Ирана Россия и Китай заняли более жесткую позицию, чтобы не допустить искусственной дестабилизации обстановки в этих странах или каких-либо силовых вариантов развития событий. Безусловно, "вето" России и Китая при голосовании в СБ ООН по Сирии не гарантирует защиту режима Асада от внешнего вмешательства. Но если западные страны все же решатся вмешаться в конфликт — это будет на их собственной совести, а не на совести международного сообщества.
У мирового сообщества есть определенный опыт мирного решения подобных внутренних конфликтов, который применим и в Сирии. Всякая поспешность и несоразмерность внешнего вмешательства в дела этой страны может обернуться еще более катастрофическими последствиями, чем это имело место в Югославии или Ливии. Башар Асад испытывает давление со всех сторон, как своего окружения, которое боится не только потерять власть, но и предстать перед судом за преступления против своего народа, так и со стороны оппозиции, а также внешних сил, которые по-разному оценивают события в Сирии.
Таким образом, год спустя "арабская весна" продолжается как по глубине своих политических изменений в каждой из стран, где уже сменились режимы, так и по своей географии. Не исключено, что после возможного падения режима Асада в Сирии, народные волнения могут перекинуться и на другие арабские страны, в первую очередь, на Алжир, Ирак, Иорданию, Бахрейн, где к этому есть предпосылки.
В целом можно констатировать, что Арабский Восток пришел в движение. Пока сложно оценить итоги и последствия происходящих событий, которые сегодня даже нельзя назвать "управляемым хаосом". Налицо лишь новые угрозы международной и региональной безопасности вследствие дестабилизации общей ситуации в этом стратегически важном районе земного шара. Здесь сосредоточены не только основные мировые запасы углеводородов, но и пересекаются морские, сухопутные, воздушные коммуникации, соединяются материки и цивилизации - африканская, азиатская, восточная, европейская.
В условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса роль региона еще больше возрастает. Очевидно, мировому сообществу и ведущим мировым державам представляется крайне важным сохранить здесь мир и порядок, создать благоприятные внешние условия для разрешения все еще сохраняющихся, внутренних конфликтов. Многое будет зависеть от способности всех заинтересованных стран и сторон нормализовать ситуацию в "бурлящих" арабских странах, разрешить палестинскую и курдскую проблемы, вернуть в цивилизованное русло переговоры по иранской ядерной программе.
Институт Ближнего Востока
|