Главная УКРАИНСКИЙ ВЕСТНИК Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSСреда, 2025-01-22, 18:48
Меню сайта

Категории раздела
Политика [156]
Экономика [28]
Общество [12]
История и культура [9]
Новости [34]
Спорт [12]
Шоу-бизнес [7]

Главная » 2012 » Январь » 26 » Кивино гнездо: Тайны операции MERLIN
13:05
Кивино гнездо: Тайны операции MERLIN

Кивино гнездо: Тайны операции MERLIN

Если разведслужбы делают явные ошибки, то виновных, по идее, надо наказывать. Пока что виноватыми оказываются те, кто об этих секретных промахах рассказывает обществу.

Администрация президента Обамы, похоже, всерьёз взялась за искоренение утечек секретной информации в американских спецслужбах.

Около трёх недель назад к суду был привлечен бывший высокопоставленный сотрудник АНБ США Томас Дрейк (Thomas Drake). В 2006-2007 годах он служил главным источником сведений и документов для большой серии статей в газете Baltimore Sun, в которых рассказывалось о крахе нескольких весьма дорогостоящих технических программ АНБ и огромных перерасходах средств, обошедшихся налогоплательщикам в миллиарды долларов (см. трёхлетней давности статью КТ "Системные ошибки" offline.computerra.ru/2007/675/308599/). По 10 пунктам предъявленных ныне Дрейку обвинений ему в совокупности грозит свыше 50 лет тюрьмы, т.е. фактически пожизненное заключение.

Теперь же, в последних числах апреля, репортер газеты New York Times Джеймс Райзен получил повестку, требующую от него предоставить документы и дать показания в суде относительно источников одной из глав его разоблачительной книги-расследования "Состояние войны. Тайная история ЦРУ и администрации Буша" ("State of War. The Secret History of the C.I.A. and the Bush Administration" by James Risen, FREE PRESS, 2006). Особо интересующая прокуратуру 9-я глава в основном сфокусирована на одной из недавних тайных операций ЦРУ, которая носила название MERLIN, была нацелена на подрыв исследований Ирана в области ядерных вооружений, а попутно ещё и подставляла Россию.

Если обратиться к конкретным деталям этой истории, то в данной главе книги Райзена довольно подробно рассказывается о том, как ЦРУ в феврале 2000 года отправило в Вену некоего не названного по имени русского физика-ядерщика - ранее перебравшегося из России в США и завербованного там для работы на американскую разведку — чтобы он встретился в австрийской столице с представителями Ирана и лично передал им чертежи устройства взрывателя, критично важного для конструкции ядерной бомбы.

Данное устройство, именуемое в документах как высоковольтный автоматический блок TBA 480 (в другом месте текста TEA 480) или "блок зажигания", служит для синхронного запуска детонаторов и является одним из ключевых элементов в современных системах ядерного оружия, запуская ядерную цепную реакцию в сердцевине боеприпаса.

Данное устройство в свое время было разработано советскими инженерами и физиками, а прибывший в Вену по заданию ЦРУ русский учёный вплоть до последнего момента не мог свыкнуться с мыслью, что чертежи блока ему дали для того, чтобы он их продал — или даже просто отдал — представителям Ирана в МАГАТЭ, Международном агентстве по атомной энергии. Опаснейшая ирония задуманной шпионами операции, конечно же, не могла ускользнуть от русского физика — базирующаяся в Вене МАГАТЭ была организацией, совместно созданной международным сообществом для ограничения распространения опасных ядерных технологий. (Более того, хотя физик мог этого и не знать, операцией по передаче секретов атомной бомбы Ирану в ЦРУ занималось подразделение Counterproliferation Division, официальная цель которого — борьба с распространением ядерного оружия.)

Как бы там ни было, факты оказались таковы, что в начале 2000 года американское ЦРУ прислало в Вену своего человека, чтобы он помог одному из наиболее враждебных к США режимов получить в свое распоряжение ядерное оружие. Посланный американцами русский физик должен был выставить себя безработным и жадным до денег учёным, желающим продать что угодно, хоть собственную душу, хоть секреты атомной бомбы тем, кто заплатит за это больше всех. Хитростью или обманом, как угодно, сказали учёному в ЦРУ, но он должен всучить эти чертежи иранцам.

В ЦРУ видели и понимали, что их русский агент сильно нервничает по поводу своей задачи, поэтому всячески пытались приуменьшить важность задуманного дела. По их словам, ЦРУ просто хотело бы узнать, в какой стадии находится ядерная программа иранцев. Это просто обычный сбор разведывательной информации, заверяли его, а не нелегальная попытка передать Ирану секреты ядерной бомбы. Скорее всего, сказали учёному, Иран уже имеет ту технологию, которую он должен им передать. Так что все это просто обычные шпионские игры — ничего особо серьёзного... Поколебавшись, русский агент все-таки согласился, однако и дальше продолжал испытывать сильные подозрения относительно подлинных мотивов в действиях ЦРУ.

Боялся же учёный по той причине, что вполне осознавал ценность информации, которую ему полагалось передать иранцам. Причём он определенно понимал это куда лучше, чем его наставники в ЦРУ. До того как переехать в США, он работал инженером-разработчиком в Арзамасе-16, первоначальном центре советской программы ядерных вооружений и российском эквиваленте Лос-Аламоса, колыбели Манхэттенского проекта. А те чертежи, что теперь ЦРУ пыталось через него передать Ирану, в свое время окольными путями попали к американцам именно из арзамасского комплекса — их предоставил американской разведке другой работавший там учёный-перебежчик.

Иначе говоря, для сокрытия следов ЦРУ лучшего сценария и придумать было нельзя — русский ученый-ветеран из Арзамаса-16 лично передает Ирану секреты российского ядерного оружия...

Вся операция по передаче документов иранцам была строжайше засекречена и знали о ней всего несколько человек, так что русский физик прилетел в Вену один, без сопровождения, а венская резидентура ЦРУ и понятия не имела ни о его существовании, ни о его задаче.

Кроме того, был во всей этой истории ещё один очень существенный нюанс. По заданию ЦРУ американские физики, занимающиеся разработкой ядерного оружия, встроили в советские чертежи определенный дефект — "троянского коня" — который делал все устройство по сути неработоспособным. Предполагалось, что при внешнем изучении чертежей этот дефект заметить невозможно. Однако, когда при передаче документов от ЦРУ в руки русскому физику он получил возможность взглянуть на бумаги, то практически сразу заметил странности и сказал об этом американцам: "Что-то здесь не так".

В ЦРУ совершенно не ожидали столь мгновенной реакции, но не стали посвящать своего чересчур умного агента в тонкости операции или, тем более, отменять намеченный план. Заверив физика, что "всё под контролем", ему перед отъездом вручили документы в запечатанном пакете, который категорически запретили вскрывать, и велели именно в таком виде передать посылку иранцам.

Полностью предоставленный самому себе в совершенно незнакомом городе, и по понятным причинам сильно нервничающий физик с большим трудом и не с первого раза нашел нигде не обозначенный офис иранского представительства в МАГАТЭ. Офис, правда, был в этот день закрыт, но учёный случайно подглядел, как почтальон прошел за ограду и оставил корреспонденцию. Немного выждав и сделав то же самое, он оставил в почтовом боксе и свое послание, избавив себя от личных контактов с иранцами. Однако, оставленный им пакет был уже не совсем в том виде, который отправляли из ЦРУ.

Сильно обеспокоенный теми рисками, что грозили ему лично за передачу Ирану очевидно подпорченных чертежей, физик в удобный момент вскрыл-таки пакет и приложил туда ещё одно послание лично от себя. В своем письме он в самых туманных и обтекаемых выражениях сообщал о других "интересных документах", имеющихся в его распоряжении, но попутно извещал получателей, что готов оказать им всю посильную помощь в разбирательстве с чертежами — за дополнительную плату, естественно. Иначе говоря, как мог, предупредил, что в чертежах возможны подвохи...

Вернувшись в США, физик обо всем сделанном честно рассказал людям ЦРУ, приложив копию своего письма иранцам. Тем временем через другие каналы разведки стало известно, что на следующий день после подхода физика к почтовому ящику в Вене находившийся там же с визитом в МАГАТЭ высокопоставленный иранский чиновник резко прервал свою поездку и неожиданно вернулся в Иран. На основании чего был сделан вывод, что пакет дошёл до адресата...

Здесь, конечно же, вполне закономерен вопрос — а зачем, собственно, ЦРУ всё это сделало?

Автор книги Джеймс Райзен рассказывает, каким образом операция MERLIN обосновывалась в официальных бумагах ЦРУ. Мастера шпионажа предполагали, что таким образом им удастся задержать развитие ядерной программы Тегерана — отправив иранских разработчиков по неверному техническому пути. В ЦРУ полагали, что как только иранцы получат чертежи и изучат их, они поверят в работоспособность этой конструкции и начнут строить атомную бомбу на основе изначально дефектной схемы. Когда же они попытаются свою бомбу взорвать, то получат большой сюрприз — вместо гигантского взрыва они получат лишь разочаровывающее шипение.

Предполагалось, что такой сценарий задержит всю программу по меньшей мере на несколько лет. Ну а ЦРУ тем временем, наблюдая за реакцией иранцев, собрало бы массу информации о текущем состоянии их ядерной программы, давно окружённой плотной пеленой секретности... Известно, что данный план первоначально был одобрен Биллом Клинтоном, а затем — после визита русского физика в Вену — получил одобрение и от администрации Буша, возможно, как схема аналогичных действий против других противников Америки вроде Северной Кореи.

Однако в реальности всё вышло далеко не так, как рисовалось в планах на бумаге. Во-первых, ясное дело, русский учёный моментально заметил в чертежах дефект. Во-вторых, сотрудникам ЦРУ не удалось сохранить никакого контроля не только за прохождением ядерных чертежей, но даже за поведением своего русского агента. Предполагалось, что физик будет уверен, будто передает иранцам абсолютно подлинные чертежи. Кроме того, приложенное от него письмо могло предупредить иранцев о том, что с чертежами следует обращаться осторожно. Наконец, документы были переданы иранцам так, что у ЦРУ в дальнейшем не появилось никаких возможностей следить за дальнейшими действиями учёных Ирана.

Вся эта опаснейшая затея, заключает Райзен, была проведена совершенно вслепую. И по сути дела свелась к тому, что ЦРУ попросило русского учёного перебросить чертежи через ограду, а затем просто стали надеяться на лучшее...

Автор книги описывает всю эту операцию как опрометчивую и безрассудную, указывая, что иранские учёные вполне могли "выделить всю ценную информацию из чертежей, проигнорировав умышленно внесенные в них дефекты". Также Райзен пишет, что даже у сотрудника разведки, непосредственно ведшего данную операцию, осталось ощущение, что ЦРУ, по сути, оказало помощь Ирану в присоединении к клубу ядерных держав. О чем этот сотрудник счел нужным рассказать в комитете Конгресса США по делам разведки. Однако никаких разбирательств по этому поводу далее не предпринималось.

Фактически единственным следствием огласки данной истории стало то, что администрация Буша захотела вытрясти из Райзена имена источников, сливших информацию для "иранской" главы его книги. Первую повестку для дачи показаний по этому делу журналист получал ещё в январе 2008. Однако Райзен через своего адвоката оспорил повестку, дело затянулось, и в результате ему так и не пришлось ни разу давать показания, пока срок разбирательства не истёк летом 2009.

У вступившего в должность нового генпрокурора США Эрика Холдера (Eric H. Holder) была возможность спустить это дело на тормозах — ибо сам новый президент публично призывал сограждан "смотреть вперед" и не копаться в прегрешениях прошлой администрации. Но в принципе оставалась и другая возможность — опять дать делу ход и отправить строптивому журналисту ещё одну повестку. Именно по такому пути сейчас и пошло американское правосудие: все очевидно противозаконные действия прошлой администрации — вроде похищений людей, пыток и тотального прослушивания коммуникаций — прощены и преданы забвению, зато по делам прошлых утечек информации из ФБР, АНБ и ЦРУ возбуждено уже по меньшей мере три судебных разбирательства.

И теперь, в принципе, если судья не согласится на просьбу Райзена отменить повестку и прекратить разбирательство, а сам журналист по-прежнему будет отказываться давать показания, то он рискует быть привлечённым к ответственности за неуважение к правосудию.

(Текст "иранской" главы из книги Дж. Райзена можно найти на сайте cryptome.org, "CIA Operation MERLIN Disaster" cryptome.org/0001/cia-merlin.htm)

источник: Геополитика

Категория: Политика | Просмотров: 1115 | Добавил: Rebel | Теги: США, глобальная политика | Рейтинг:5.0/1
Глобус статистики

Поиск

Социальные сети

Читать newsukrtimes в Твиттере


Друзья, теперь вы можете читать и комментировать мои записи и на Я.ру — news-ukraine!


Статистика


Copyright MyCorp © 2025