Свежевыпавший снег, слегка припорошив каменные ступеньки у памятника «Вечного огня», еще не успел впитать смог городских улиц. К обелиску неспешно приближался милицейский патруль.
- Вы что здесь делаете? – поинтересовался один из стражей порядка.
- Яичницу жарим! – ответила киевлянка Анна Донец, являющаяся лидером необычной четверки.
- Так ведь не положено… - смутился милиционер.
Но инициатива была в руках девушки. «Где написано, что на огне нельзя жарить яичницу, даже если он – вечный? А знаете ли вы, что на поддержание Вечного огня ежемесячно тратится около 300 тысяч гривен!» Эти деньги, по ее словам, можно было бы «выделить ветеранам на пенсии». Да и милиционеры тоже ведь не роскошествуют, а тут живые гривны горят синим пламенем!
Милиционеры помотали головой и удалились.
Анна с друзьями продолжила начатое дело. Вскоре сковородка повисла над пламенем Вечного огня. В его языках также шкворчали надетые на шампуры сосиски, поднесенные к огню подружкой Анны…
Огонь как символ вечной славы
Вот такая картинка.
А вот история Вечного огня. В новейшее время огонь стал символом памяти павших солдат. Первая могила Неизвестного солдата появилась в Париже в 1920 году в память о погибших в годы Первой мировой войны. Через три года над ней зажгли Вечный огонь. СССР принял эстафету лишь в 1957 г. — Вечный огонь зажгли на Марсовом поле в Ленинграде, а вскоре и на Мамаевом Кургане в Сталинграде.
6 ноября этого же года, когда украинская столица отмечала очередную годовщину освобождения от фашистов, в Киев был доставлен факел из города-героя на Волге. К этой дате было приурочено открытие памятника Неизвестному солдату, который был установлен в Парке Славы. По сути, этот памятник у киевлян ассоциируется с героической битвой за Днепр. Это было одно из самых кровавых сражений Великой Отечественной войны. По разным оценкам, число потерь в этом сражении с обеих сторон составило от 1,7 до 2,7 миллиона человек. Сотни тысяч из них так и остались неизвестными. Кстати, Москва приняла героическую эстафету лишь через 10 лет - 7 мая 1967 года от Вечного огня на Марсовом поле зажгли факел и доставили в Белокаменную.
Такая вот скромная дань погибшим в той страшной войне. Проходят годы, десятилетия. Уже нет великой державы-победительницы фашизма. Историческая память о той страшной войне угасает, все меньше остается свидетелей тех лет, все больше версий о характере той войны, о роли в ней Украины и украинцев…
Отчуждение памяти
После распада Советского Союза Украина растерялась, заметавшись в поисках собственного пути. Впрочем, этот путь никто и не искал. И если с разделом вчера еще общесоюзной собственности вопросов особых не возникало, то с идеологией получилась полная неразбериха.
Положить конец этой «неразберихе» взялся Виктор Ющенко. В силу собственного мировоззрения. Из его уст прозвучал тезис о несправедливой войне двух империй, советской и нацистской, заложником которой стала Украина. В украинских учебниках по истории все реже стал появляться термин «Великая Отечественная война», все чаще – «вторая мировая». Национально сознательные историки настойчиво убеждали молодежь, что это была «чужая война», интересы Украины на фронтах грандиозных сражений никак не просматривались. В последние годы в украинских СМИ, да и в научных кругах все чаще говорилось о столкновении фашистской и советской империй, в эпицентре которого не по своей воле оказалась Украина.
В мае 2008 года Виктор Ющенко, выступая в Киеве по случаю Дня Победы перед ветеранами, предложил чтить наравне с ними воинов Украинской повстанческой армии. По словам экс-президента, они «мужественно сражались в годы войны за честь и свободу Украины». Слова лидера нации утонули в криках «Позор!».
Праздник был скомкан. Многие из ветеранов отказались отведать в компании с президентом, называвшим себя «сыном фронтовика», традиционной солдатской каши и выпить «фронтовые» сто граммов.
Да, видимо, и Ющенко особо не горел желанием общаться с ветеранами той далекой войны. Разве что для проформы.
Кощунство «братчиков»
Путь, избранный президентом Ющенко, вел в никуда. Но у него были и остаются единомышленники. Они настроены куда более радикально и бескомпромиссно.
Одной из таких организаций является «Братство Святого Луки», вдохновителем и организатором которого является бывший лидер националистической организации ОУН-УПА Дмитрий Корчинский. Именно эта организация взяла на себя ответственность за совершенное кощунство у Вечного огня. В опубликованном манифесте члены этой странной организации намекают о своей принадлежности к искусству, пытаясь выстраивать некие исторические параллели.
В средневековье в Нидерландах существовала гильдия свободных художников, взявшая имя апостола Луки, который, как принято считать, первым изобразил Деву Марию. В гильдии состояли представители многих видов искусств, организация была призвана защищать их профессиональные интересы.
Структура Дмитрия Корчинского ничего общего с искусством не имеет. А если причислять самого «проповедника» (а проповеди Корчинский читает регулярно, собирая достаточно большую аудиторию) к какому-либо искусству, то разве что к искусству провокаций. Во Львове он начинал с организации факельных шествий боевиков УНА-УНСО. В Киеве на его счету десятки мелких пакостных акций: активисты «Братства» не раз раскрашивали красной краской памятники советских времен, организовывали пикеты у иностранных посольств, пытались, хотя и безуспешно, приобщиться к различным мероприятиям, вызывающим в столице определенный резонанс. Так, осенью во время протестов предпринимателей против Налогового кодекса они забросали яйцами городскую налоговую администрацию.
Серьезной угрозы для власти ни «Братство», ни его филиалы не представляют. Более того, их время от времени власть использует в своих интересах. Так было, например, несколько лет назад, когда Дмитрий Корчинский в течение длительного времени вел авторскую передачу на одном из телеканалов, где камня на камне не оставлял от своих собратьев по идеологическому оружию. Тогда его оппонентами были президент Ющенко и тогдашняя власть.
Сегодня Корчинский также не особо обласкан на Печерских холмах. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить. Знающие люди уверены, что без денег от мастера провокаций избавиться нелегко. Видимо, ему перестали платить…
Кто остановит Корчинского?
После появления эпатажного ролика в Интернете всполошилась вся киевская милиция. Срочно была задержана и доставлена в Печерское управление милиции 32-летняя Анна Донец. Объявлены в розыск ее сообщницы Наталья Воробьёва и Анна Лисица. Уволены два милиционера, патрулировавшие в тот день в Парке Славы. Еще группа милицейских чиновников отделалась строгими должностными взысканиями.
Можно упрекать молодых милиционеров, наравне с участниками кощунственной акции, в невежестве. Они каждый день ходили у обелиска Славы, читали запечатленные фамилии солдат, погибших при освобождении Киева, встречали седых ветеранов, в День Победы приносящих сюда живые цветы. Могли бы задуматься, что жарить яичницу и поклоняться памяти – это разные вещи.
Но они, эти эпатажные девушки, осквернившие святыню, и эти парни в милицейской форме, заканчивали школы, где национально сознательные учителя без малого два десятка лет говорят ученикам о чужой российско-германской войне, убеждают, что подвиги их дедов и прадедов – это миф, к которому нынешнее поколение молодых граждан Украины не имеет никакого отношения. Да и подвига-то, по сути, не было…
Свободу Украине принесли союзники и «герои» УПА!
В манифесте «Братства Святого Луки» нет ничего святого. Прикрываясь христианскими ценностями, «братчики» над этими ценностями глумятся. Об акции у Вечного огня Дмитрий Корчинский сказал: «Когда мы в Киеве чтим подвиг солдат, которые завоевали нашу землю для московского империализма, мы признаем право Москвы возвратить ее себе».
Эти слова мало чем отличаются от официальной точки зрения на новейшую историю, господствующей в последние годы в стране.
И тут одним милицейским циркуляром об увольнении патрульных из органов внутренних дел не обойтись…