Верительное факсимиле
"Ъ" выяснил, что Вануату все-таки признало Абхазию
Официальный Тбилиси вчера напрямую обвинил Сухум в клевете: представитель МИД Грузии Нино Каландадзе заявила, что распространенная МИД Абхазии информация о признании независимости этой республики тихоокеанским государством Вануату не соответствует действительности. Со своей стороны в Сухуме утверждают, что признание имело место. Разбираясь в ситуации, "Ъ" выяснил, что Вануату действительно признало Абхазию, и в подтверждение получил из Сухума факсимильную копию договора между двумя странами.
О том, что тихоокеанское государство Вануату признало независимость Абхазии, глава абхазского МИДа Максим Гвинджия объявил 31 мая. "Нам удалось добиться признания со стороны Республики Вануату, чему мы очень рады. Мы хотели бы отметить смелость, которую правительство Вануату продемонстрировало, установив дипломатические отношения с Абхазией",— заявил он тогда телеканалу Russia Today.
Вануату — крохотное государство в Океании на островах Новые Гебриды. Его территория составляет 12 190 кв. км, а население — 192 тыс. человек. С 1995 года Вануату рассматривается ООН в качестве одной из наименее развитых стран мира.
Напомним, что ранее вслед за Россией, первой признавшей Абхазию и Южную Осетию после войны с Грузией летом 2008 года, Сухум и Цхинвал установили дипломатические отношения с Никарагуа, Венесуэлой и островным государством Науру.
В МИД РФ новость о том, что Абхазия обзавелась пятым союзником, назвали "отрадной". "Приветствуем этот шаг и рассматриваем его в контексте расширяющихся возможностей суверенной Абхазии в международных отношениях. Это своеобразный успех молодой абхазской дипломатии",— заявил 2 июня представитель министерства Александр Лукашевич.
Однако уже на следующий день триумф Абхазии был омрачен скандалом. В эфире грузинского телеканала "Рустави-2" вышло интервью с постпредом Вануату в ООН и послом этой страны в США Дональдом Калпокасом, который заявил, что никакого признания не было. "Я дважды связывался с руководителем нашего внешнеполитического ведомства и спрашивал об Абхазии. Он сказал, что Вануату никакого решения относительно этой провинции Грузии не принимало. Мы признаем суверенитет и территориальную целостность Грузии. Тот, кто говорит иначе, клевещет и проявляет неуважение к нашей стране",— заявил журналистам Дональд Калпокас.
"Вануату признало Абхазию. А может быть, и нет" — таким ироническим заголовком на слова господина Калпокаса отреагировала газета New York Times. Реакция грузинских СМИ была, разумеется, гораздо язвительнее. Примечательно, что до заявления Дональда Калпокаса грузинская пресса писала, что за признанием стоит Кремль. Сообщалась даже сумма, в которую российским налогоплательщикам влетит дружба Абхазии с Вануату,— $23 млн.
Вчера ситуацию прокомментировал официальный Тбилиси. "По нашей информации, опираясь не только на Вануату, но и другие страны ООН, сообщения о том, что Вануату собирается признать Абхазию, ни на одном этапе не подтверждаются",— заявила заместитель главы МИД Грузии Нино Каландадзе.
Между тем в распоряжении "Ъ" имеется копия документа, доказывающего, что признание все-таки состоялось. "Соглашение об установлении дипломатических отношений между Абхазией и Вануату" датировано 23 мая этого года, подписано премьерами обеих стран Сергеем Шамбой и Сато Килманом и скреплено печатями (см. факсимиле документа). "Правительства Республики Абхазия и Республики Вануату, желая внести вклад во взаимопонимание, укрепление дружеских отношений и сотрудничество между двумя народами, следуя принципам и целям хартии Объединенных Наций, международному праву и соглашениям, касающимся суверенного равенства государств, поддержания международного мира и безопасности, национального суверенитета, независимости, территориальной целостности и принципов невмешательства во внутренние дела других стран, основываясь на принципах Венской конвенции о дипломатических отношениях от 18 апреля 1961 года, решили установить дипломатические отношения на уровне послов",— говорится в документе.
Глава МИД Абхазии Максим Гвинджия рассказал "Ъ", что переговоры с Вануату длились около трех месяцев. "Видимо, Дональд Калпокас просто не знал о процессах, которые происходят в его стране. Не исключено, что на него в Нью-Йорке оказывалось определенное давление",— отметил министр.
Сам господин Калпокас вчера отказался отвечать на вопросы "Ъ", сославшись на плотный график. Между тем есть основания полагать, что он все же был в курсе того, что происходит в его родном Вануату, и при этом умышленно ввел журналистов в заблуждение.
Дело в том, что политическая жизнь этого карликового государства является на удивление насыщенной. Господин Калпокас является давним оппонентом нынешнего премьера Сато Килмана. Оба уже дважды возглавляли правительство страны. При этом Сато Килман был второй раз утвержден в должности только 13 мая этого года, после того как суд постановил, что процесс избрания его предшественника (Сержа Вохора, ставшего премьером четвертый раз) прошел с нарушениями. Тем временем полномочия Дональда Калпокаса в ООН скоро истекают, и скоро он вернется на родину, где наверняка вновь ввяжется в борьбу за премьерское кресло.
Однажды кипящие в Вануату политические страсти уже подвели одно из жаждущих международного признания государств: в ноябре 2004 года Серж Вохор установил дипотношения с Тайванем, однако продлились они чуть больше месяца. После того как Китай пригрозил свернуть финансовую помощь Вануату, совет министров страны аннулировал соглашение с Тайванем и отправил господина Вохора в отставку.
Не исключено, что и премьер Сато Килман долго не продержится,— его полномочия оспариваются оппозицией, а вчера Vanuatu Daily Post сообщила, что ему поступают угрозы, "в том числе из-за рубежа".
Между тем министр иностранных дел Максим Гвинджия надеется, что скоро у Абхазии появятся новые союзники в этом регионе. "Мы ведем переговоры со многими странами, в том числе и в Тихом океане",— говорит он.
Эксперт грузинского Фонда стратегических и международных исследований Арчил Гегешидзе допускает вероятность новых признаний, однако говорит, что "если среди этих стран не будет западных или других влиятельных государств, то даже 20-30 признаний не будут иметь никакого значения". "Еще 20-30 таких Вануат погоды не сделают. Возьмите, к примеру, Косово: более 70 признаний, в том числе и со стороны европейских стран, а все равно оно не стало полноценным членом мирового сообщества",— заявил он "Ъ".
Абхазский политолог, редактор "Чегемской правды" Инал Хашиг признает, что признанию со стороны "одной из стран ЕС или другого весомого игрока" его сограждане обрадовались бы больше. "Однако для Абхазии все равно важно, что череда признаний продолжается,— сказал он "Ъ".— Это как медаль — пусть она ничем не подкреплена, но получить ее приятно".
Елена Черненко
источник: газета «Коммерсантъ»
|