Степан Бандера замешан в политике уничтожении Православной Церкви на Украине
1941 год - начало нацистской политики на Западной Украине, перекинувшейся впоследствии на всю оккупированную "Третьим Рейхом" территорию УССР. Одной из её главных задач являлась так называемая "украинизация" Церкви. В данном действии были видны националистические тенденции, разъединяющие историческое единство общерусского Православия, складывавшегося на протяжении почти что целого тысячелетия.
Для Православной Церкви на Украине был принят статус Экзархата Московской Патриархии. 18 августа 1941 года большинство епископов, оказавшихся на территории оккупированной тогда Украины, собрались на Собор в Почаевской Лавре, на котором провозгласили создание Украинской Автономной Церкви. Экзархом был избран архиепископ Алексий (Громадский), возведённый вскоре в сан митрополита Волынского и Житомирского. Огромнейшей заслугой Алексия было объединение верных своему каноническому долгу архиереев, а с ними и их духовенства и мирян.
В этом же году, осенью, на Украине группой самосвятских священников образовывается Церковная Рада, во главе которой поставлен был викарный епископ Волынской епархии Поликарп (Сикорский). Идеологией новой псевдоцерковной организации стал фашизм, яро восхвалявшей Гитлера и его намерения по захвату всего мира. Будучи в националистической организацией, Церковная рада "Украинской автокефальной церкви" в своих интересах (а большинство её составляли именно автокефалисты) развязала террор против канонической Православной Церкви и её священнослужителей.
Автокефалисты, разумеется при поддержке Германии, проводили массовый геноцид против неугодных им православных. Священники, отказавшиеся переходить на сторону раскольников, были подвержены сначала пыткам, а затем смерти. По словам львовских и винницких свидетелей, многих приходили забирать группами, не предъявляя никаких бумаг, не объясняя причины ареста, их просто забирали. Отпускали единиц - тех, кто каким-то небывалым способом смог оправдать, или защитить себя, или тех, чья смерть могла вызвать волну протестов. Пытки всячески: били по голове арматурой, ломали пальцы, вырывали ногти и волосы, были известны случаи, когда жертв поливали кислотой. Уничтожались измученные зверским образом: их поджигали, пытались распять, сбрасывали вниз головой в колодец, давали выпить керосин.
Немецкая сторона принимала в данном вопросе чуть ли не основную роль, посылая специальные политические инструкции, не только поддерживающие церковный раскол, но и способствующие его скорому восторжествлению.
Первой такой общеполитической инструкцией от рейхсминистра Розенберга рейхскомиссару Коху была дана 19 ноября 1941 года: "Препятствовать любому влиянию русского православия и его священников, а также въезду всех представителей каких-либо церквей из других стран в рейхскомиссариат "Украина".
Ещё более антирусская направленность и стремление поддерживать всякую форму церковного раскола видны в проекте январского указа Розенберга Коху (1942 год): "Русскою православную церковь в рейхскомиссариате "Украина" ни в коем случае не поддерживать, так как она является носительницей великорусской и панславянской идей. Автокефальную и Украинскую церковь, напротив, следует поддерживать в качестве противовеса русской православной.
А в директивном письме рейхсминистра от 13 мая 1942 года прямо указывалось, что украинцы должны иметь свою, отдельную Церковь.
В этом же году даёт о себе знать украинская повстанческая армия во главе со Степаном Бандерой. Именно бандеровцами был устроен самый настоящий террор против Православия на Украине. Трудно даже назвать основные причины столь большой нелюбви нового гетмана к РПЦ. Это, несомненно, желание получить как можно больше власти, заручиться поддержкой и уважением третьего рейха, а, самое главное, создать столь желанную им независимую Украину со своей независимой церковью.
За пять лет (1941-1945 гг.) УПА уничтожила несколько сотен православных священников (данные о количестве убитых ими всё ещё разнятся: самая минимальная цифра, названная на сегодняшний момент - 45, максимальная - 900). Среди прочих жертв есть такие заметные персоны, как Митрополит Киевский и всея Украины Алексий (Громадский). Убийство его произошло 7 мая 1943 года. Владыка направлялся в Кременец, покинув Почаевскую Лавру. Близ реки Смыги, в лесу, из засады вышло несколько вооружённых человек, целившихся в первую очередь в Митрополита. Вместе с ним убиты были протоиерей Фёдор Юркевич и шофёр М. Жихарёв.
Участник погребения убитого Митрополита архимандрит Клавдиан (Моденов) написал впоследствии о совершенном убийстве следующее: "По поводу убийства митрополита Алексия должен сказать вам следующее: когда я приехал в Кременец впервые, Владыка меня очень тепло принял и приютил у себя в своих покоях, а в течение трех дней приглашал к себе обедать и ужинать, и приходилось мне с ним беседовать часа по два-три, и он один раз говорил: "Отец архимандрит, голубчик, меня убьют украинские самостийники". И как я ни старался отвлечь его от этих мыслей, он оставался непреклонным в своем убеждении. А такое убеждение сложилось у него на том основании, что когда-то, когда они были под Польшей. Владыка был единомышлен с ними (т. е. националистами), а потом отошел от них, поэтому и ждал с их стороны мести. На Пасху, в конце недели, он приехал в Лавру и намерен был там пробыть несколько дней, но вскоре ему из Кременца позвонили и сказали, что его вызывает к себе рейхскомиссар в Луцк и он вынужден был немедленно выехать из Лавры. Епископ Иаков (Заика), тогда архимандрит и ризничий, лично мне говорил, что Владыка, уезжая из Лавры, поклонился всем лаврским святыням и неоднократно говорил ему: "Прощайте, отец архимандрит". Когда же он возвратился в Кременец, то ему на второй день гебитскомиссар прислал утром свою автомашину и своего шофера, и он часов в 9 утра выехал в сопровождении секретаря протоиерея Феодора Юркевича и переводчика Марка Жихарева. Гебитскомиссар не один раз почему-то по телефону справлялся: "Что, митрополит въехал или нет?" Между прочим. Митрополит говорил, что ехать им надо не через Смыгу, а другим путем, так как в лесу близ Смыги орудуют бандеровцы и там может произойти неприятность, но шофер отклонил это, говоря: "Я много раз этим путем ездил и никаких бандитов никогда там не встречал". И они поехали через Смыгу. Через час или два после отъезда Митрополита в Кременец по телефону сообщили, что Митрополит и его спутники близ Смыги в лесу убиты. Подробностей всех я, конечно, теперь уже не помню, но говорили, что Митрополит лежал на обочине дороги и в нем было обнаружено шестъ огнестрельных пуль крупнокалиберного оружия. И каждая из них для него была смертельной. Из вещей при нем не оказалось белого клобука и сапог. Погребение митрополита Алексия совершалось в монастырском храме Богоявленского монастыря города Кременца. Отпевали его епископ Феодор (Рафалъский), тогда епископ Острожский, и епископ Никодим (Максименко), который был духовником Митрополита, поэтому и разрешительную молитву над покойником читал он. При погребении было много духовенства, в том числе и пишущий эти строки".
С убийства Митрополита начинается массовая волна уничтожения канонически православного духовенства, не желавшего отделяться от Русской Церкви и уходить в раскол.
Волынская резня – звериная сущность ОУН-УПА.
В сентябре 1943 года "Служба безопасности" бандеровцев арестовала епископа Автономной Православной Церкви на Волыни Михаила Тарнавского (Мануила). Обвинён он был в сотрудничестве с НКВД и гестапо, после чего был публично повешен.
В Днепропетровске бандеровцы также активно поддерживали местных автокефалов, глава которых был тесно связан с ОУН. Националисты боролись с неугодной им церковью под предлогом, что последняя якобы сотрудничает с НКВД и гестапо. Террор бандеровцев против духовенства продолжался и в Восточной части Украины, где было повешено, расстреляно, сожжено около тридцати духовных лиц.
Но больше всего от бандеровского террора пострадала именно Западная часть Украины. Есть предположения, что в общем счёте там было уничтожено около 300-400 священнослужителей, о чём может свидетельствовать жёсткая политика Церковной Рады и поддержка УПА и ОУН местным населением.
11 сентября 1941 года племянник Петлюры Степан Скрыпник, ставший "епископом" УАПЦ Мстиславом, направил верноподданническое обращение к рейхскомиссару Украины с заверениями в лояльности. В начале 1942 года руководители автокефальной церкви окончательно встали на путь коллаборационизма, выступив против канонической Православной Церкви. Именно в этот период началась экспансия националистов "автокефалов" в Донбасс. Ещё в конце 1941 года в регион прибыли агенты ОУН, которые обосновались в местных оккупационных учреждениях и развернули националистическую агитацию в фашистской прессе, а также чистку духовенства - стали уничтожать противоборцев УАПЦ. В "Мариупольской газете" от 18 ноября 1941 года было написано следующее: "Довольно уже нам русификации и полонизации в Церкви! Национальное сознание украинского народа требует немедленного строительства украинской родной Церкви+ всяким москвофилам не место в духовном соборе Украинской Православной Церкви!
Начиная с 1942 года (по материалам ГРУ), немецкие власти всемерно поощряют открытие раскольнических приходов на Востоке Украины. Кадры для них привозили из западных районов Украины и Галиции. Тех, кто был против автокефального раскола, в особенности священнослужителей, забирали, пытали и убивали.
Среди самых известных жертв автокефалистов и бандеровцев числятся фамилии отца Александра Вишнякова, служащего епархиального управления А. Канаренко, а также епископа УПЦ Мануила (Тарнавского).
Валерия Маламура
Источник: www.materik.ru
|