США и мир на краю новой «Великой депрессии»
Для Соединённых Штатов неумолимо приближается роковая дата – 2 августа. Если до этого момента республиканцы не позволят демократам повысить потолок государственного долга, США будут вынуждены объявить технический дефолт.
Законодательно установленный потолок в 14,3 трлн. долл. США превысили еще 16 мая.
В минувшее воскресенье Барак Обама объявил, что готов встречаться с конгрессменами «хоть каждый день», пока не удастся достичь компромисса по вопросу повышения максимального размера госдолга. Администрация президента пытается убедить конгресс, ответственный за определение предельного уровня госдолга по отношению к ВВП, повысить планку на 2,4 трлн. долл. Если этого не сделать до 2 августа, то, по словам министра финансов Тимоти Гайтнера, США ждет технический дефолт, то есть невозможность платить по государственным обязательствам. «Это нанесет экономике страны катастрофический ущерб»,— сказал министр. В данном случае речь идет о повторении экономического кризиса 1930-х гг. вошедшего в историю как «Великая депрессия».
Президент Обама обсуждал этот вопрос с конгрессменами на протяжении трех последних дней, но проблему решить не смог. Республиканское большинство требуют сначала принять закон о сокращении бюджетного дефицита, настаивая на урезании расходов на социальные нужды (образование, пенсионное обеспечение и государственное медицинское страхование).
Демократы тоже выступают за сокращение дефицита. «Администрация Обамы предложила пакет мер по сокращению дефицита на 4 трлн. долл. за счет урезания некоторых федеральных программ и соцрасходов, но при этом предложила отменить налоговые льготы для богатых и сверхбогатых. Но республиканцы категорически против этого. Они говорят, что в условиях высокой безработицы и медленного экономического роста повышение налогов приведет к рецессии.
Спикер Палаты представителей Джон Бейнер подвергается давлению со стороны соратников по Республиканской партии, выбранных в Конгресс в прошлом году благодаря поддержке активных членов «Движения чаепития». Теперь этим конгрессменам необходимо выполнять свои обещания, выступая против повышения налогов и требуя существенного сокращения расходов федерального правительства.
«Мы не согласны с идеей повышения налогов, которыми облагаются как раз те самые люди, которых мы просим создавать рабочие места в нашей стране. Американцы не могут принять законопроект, предусматривающий повышение налогов для тех, кто создает рабочие места, а Палата не может пропустить такой законопроект», – подчеркивает Джон Бейнер.
Споры о том, что является оптимальным вариантом решения бюджетных проблем – сокращение расходов или повышение налогов – ведутся уже давно, и обычно законодателям удавалось найти компромисс. Однако на этот раз разногласия как никогда остры, отмечает вашингтонский аналитик Стюарт Ротенберг:
«Республиканцы и демократы придерживаются диаметрально противоположных точек зрения. Для республиканцев главное – снизить налоги и уменьшить правительство. Демократы говорят: «Да, нам необходимо ограничить некоторые наши расходы, нам необходимо сократить дефицит, но нам также необходимо увеличить государственные доходы». Именно по этому вопросу стороны не могут согласиться друг с другом».
В конце мая президент уже пытался продавить через конгресс законопроект о повышение лимита заимствований без каких-либо уступок республиканцам и получил жесткий отпор. Против высказались 318 парламентариев, за — лишь 97.
Между тем новый директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард предупредила, что дефолт чреват «крайне опасными последствиями не только для США, но и для мировой экономики в целом». В интервью телеканалу ABC она заявила, что если порог госдолга не будет повышен, это «приведет к резкому росту процентных ставок и сильно ударит по фондовым рынкам».
По словам экономиста Грега Макбрайда, такой дефолт не только нанесет сокрушительный удар по американской экономике, но также вызовет цепную реакцию, от которой пострадают международные рынки: «Мы все почувствуем последствия. Финансовые рынки встанут с ног на голову, и это незамедлительно скажется на наших пенсионных счетах и на счетах, на которые мы откладываем деньги на обучение наших детей. Однако еще хуже то, что кредитование практически прекратится».
Экс-министр финансов США Лоуренс Саммерс заявил, что в этот раз ситуация будет хуже, чем осенью 2008 года. «Это будет банкротство Lehman на стероидах». (В сентябре 2008 года после банкротства американского инвестбанка Lehman Brothers Holdings Inc. рухнули рынки по всему миру, и финансовый кризис перешел в стадию максимального обострения). «В фондах денежного рынка доллару придет конец, американцы рванут за наличными, чтобы спрятать их под матрасы, крупные корпорации не смогут привлекать заемные средства, рынок акций обрушится и, вполне вероятно, базовые платежные механизмы, которые поддерживают экономику, будут разрушены», -- считает он.
Исследование двух американских профессоров — Терри Звини и Дика Маркуса — показывает, что в 1979 году США уже оказывались неплатежеспособными. Тогда президент Джимми Картер тоже долго не мог договориться с парламентом по поводу повышения порога заимствований. Сделку заключили в последний момент, что привело к задержке выплат на сумму 122 млн. долл. Решить проблему удалось за три недели, однако отсрочка платежей привела к потере доверия инвесторов. Из-за этого выросли процентные ставки и, соответственно, цена обслуживания долга. Тот мини-дефолт обошелся США в миллиарды долларов.
На фоне углубляющегося финансового кризиса, Барак в интервью телекомпании CBS сообщил, что в случае объявления дефолта в США в начале августа правительство не может гарантировать выплату пенсий американцам. «У нас попросту может не хватить денег в казне», -- заявил американский президент.
Тем временем республиканцы указали президенту действенный, как они полагают, «рецепт» против бюджетного кризиса. Сенатор от штата Кентукки Мич Макконнел для решения проблемы предложил расширить полномочия главы государства, позволив ему лично принимать решения об увеличении размера госдолга США в обход конгресса.
Параллельно финансовому кризису в Соединённых Штатах, раскручивается не менее масштабный финансовый кризис в Европе. Эксперты опасаются, что возможные дефолты Италии и Испании, и несмотря на все принимаемые меры, ухудшающаяся финансовая ситуация в Греции, Португалии и Ирландии, способны привести к краху всей зоны евро.
P.S. Что, на мой взгляд, самое интересное в финансовом кризисе, который сейчас закручивает в стремительную спираль катастрофы не только США и Европу, но и весь мир? Самое интересное во всем этом, - предсказуемость происходящего.
Тот, кто постоянно читает мой ЖЖ, легко вспомнит материал от 31 марта под названием «2012 ГОД - ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВОЙНА?». В нём речь шла о мартовском прогнозе Чарльза Неннера (американского математика, который, будучи ведущим аналитиком одной из самых влиятельных в мире финансовых компаний «Goldman Sachs», предсказал мировой кризис 2008 года, благодаря чему и обрёл мировую известность.), в котором было заявлено, что в середине 2012 года произойдёт тотальный обвал мировых финансовых рынков, а затем начнётся Третья мировая война.
Сейчас 2011 год, но на данный момент события развиваются так, как будто 2012 год уже наступил и мир вплотную подошёл к новой «Великой депрессии» и идущему за нею глобальному вооружённому конфликту.
Андрей Ваджра
источник: «Однако»
|