14 сентября президент США Барак Обама внес
на рассмотрение Конгресса для утверждения на должность посла США в России
кандидатуру специального помощника президента по вопросам национальной
безопасности, директора по делам России и Евроазиатского
региона в Совете национальной безопасности США Майкла Макфола. Действующий
посол Джон Байерли, который занимает этот пост с 2008 г. и, как считается,
работает достаточно эффективно, заменяется раньше срока.
Когда 29 мая газета The New York
Times впервые сообщила, что Барак Обама предложит на должность нового посла США
в Москве Майкла Макфола, это стало для многих полной неожиданностью. В
Вашингтоне уже давно циркулировали слухи о том, что посольство в России возглавит
второй заместитель госсекретаря США Дэниэл Рассел. Поэтому решение Обамы
следует рассматривать как очередное поражение госсекретаря Хиллари Клинтон. В
целом это знаменует собой очередной этап ослабления влияния элиты Восточного
побережья (йельских иллюминатов) - вслед за отставкой в конце апреля главы
Пентагона Роберта Гейтса, друга Буша-старшего, и назначения на его место Леона
Панетты, который с 2009 г.,
став директором ЦРУ, блокировал возможности использования ресурсов этого
ведомства Орденом и группировкой неоконсерваторов.
Будущий новый посол США в
России Майкл Макфол не является карьерным дипломатом и не имеет опыта
дипломатической службы. Он ученый, выпускник Стэнфорда, обладатель степени
Оксфордского университета. Будучи еще совсем молодым человеком (сейчас ему 47
лет), Макфол в 1983 году впервые приехал в Россию и с тех пор регулярно ее
посещает. В 1993-1995 гг. он возглавлял Московский Центр Карнеги и имеет в
Москве обширные связи. Макфол - крупнейший в Штатах специалист по России, профессор
политологии Стэнфордского университета и сотрудник Института Гувера, автор и
редактор более 20 книг о демократическом государственном устройстве.
С приходом к власти Барака
Обамы Майкл Макфол стал одной из ключевых фигур президентской администрации. Он
считается архитектором «перезагрузки» в отношениях Москвы и Вашингтона и рьяным
защитником политики Обамы. Тот факт, что американский президент собирается
назначить послом в РФ ключевого сотрудника из своего ближайшего окружения, а не
дипломата, означает, что России отводится важнейшая роль в выстраивании нового
курса мировой политики. А учитывая, что «перезагрузка» объявлена удачно
завершенным проектом, новый посол должен обеспечить эффективное развитие
сложившихся отношений между Москвой и Вашингтоном, для чего сконструировавший
их Макфол подходит как нельзя лучше.
Майкл Макфол входит в группу
так называемых «либеральных ястребов» - представителей Демократической партии
США, объединенных вокруг Института прогрессивной политики при Совете
руководства партии и стоящих ближе всех по своим позициям к неоконам. Однако
сам Макфол утверждает, что его взгляды сильно различаются с позициями
неоконсерваторов: «они считают, что ресурсы надо вкладывать в Пентагон, я же
считаю, что их нужно вкладывать в университеты» и приглашать молодежь
из России, Саудовской Аравии или Ирана, поскольку «наглядный пример
более эффективен, чем экспорт демократии».
Базовые принципы общей
внешнеполитической концепции Макфола изложены им в статье «Доктрина Свободы». В
ней он, в частности, пишет, что нужно отказаться от государствоцентризма во
внешней политике США, отныне эта область - область противостояния идей,
режимов, движений, индивидов, а не только государств. США в этой системе
координат выступают не как государство, а как полюс свободы, «друзья
которого естьвезде». В своих работах Макфол
призывает комбинировать силовые военные действия по смене недемократических
режимов с мягкой политикой продвижения демократии за рубежом, отдавая
предпочтение последней. При этом особое внимание необходимо уделять стратегиям негосударственных
субъектов и сетевым стратегиям.
России и политике США по отношению к ней
посвящены почти все опубликованные за последнее десятилетие труды М.Макфола, в
большинстве которых он резко критикует «путинский режим». Еще в
самом начале президентства В. Путина М.Макфол в работе «Один шаг вперед, два
шага назад» (2000 г.)
заявил, что В.Путин «может стать русским Милошевичем». В 2005 г. Макфол написал (в
соавторстве) статью для «Weekly Standart» под провокационным названием
«Путинская авторитарная душа». А в январе 2008-го в статье
«Миф авторитарной модели» он обрушился с резкой критикой на В. Путина и
созданную им вертикаль власти, видя в них основную угрозу «продвижению
демократии» в России, и заодно обвинил «путинскую модель» в неэффективности.
Испытывая стойкую
антипатию к В.Путину и созданной им политической модели,М.Макфолнапрямую взаимодействует с так называемым российскимгражданским
обществом.В июле 2009 г. совместным решением президентов США и
РФ была создана рабочая группа Макфол - Сурков по вопросам гражданского
общества, благодаря чему помощник Б.Обамы получил возможность непосредственно
влиять на внутреннюю политику России. В сегодняшней ситуации
руководством США, видимо, признано необходимым постоянное личное
присутствие Макфола в Москве. Отсюда новое назначение – вероятно, для того,
чтобы быстрее запустить процесс «демонтажа путинской политической модели», о
чем давно мечтают западные «партнеры» России.
В сентябре 2008 г., после событий
российско-грузинской войны, когда Вашингтону стало ясно, что для успешного
давления на Россию необходимо согласование любых действий по РФ смощными сетевыми структурами «местного корня», Макфол выступил
в Конгрессе с докладом «Российско-американские отношения после кризиса в
Грузии». В нем он предложил новую стратегию взаимодействия между США и Россией:
она состоит «в проведении такого давления, которое исключает непосредственное
применение силы и угроз применения силы с одновременным использованием всех «несиловых»
инструментов влияния». По мнению Макфола, самое важное в реализации
новой стратегии США на российском направлении - это всемерная поддержка
индивидов,групп, общественных объединений, научных и
аналитических центров, государственных служащих, «настаивающих на модернизации
экономической и политической системы в России».
Иначе говоря, Майкл Макфол
является не просто активным противником российского лидера, но также
сторонником широкого подключения в конфликтных взаимодействиях с российской
стороной агентуры влияния и лиц «психологически прикомандировавших себя
к Западу». Его обширные связи в Москве, «наработанные» за то
время, что он возглавлял Московский Центр Карнеги, дают ему основания для
успешной деятельности на этом направлении.
Важно отметить, что приверженец
«демократического государственного устройства» Макфол позиционирует себя в
качестве «сторонника жесткой борьбы с коррупцией во властных структурах». А
поскольку коррупция – это «ахиллесова пята» российского государства, именно под
данным лозунгом будут, видимо, осуществляться в ближайшее время крупные
информационно-ударные операции против России.
«Для меня демократия - не
абстрактный идеал, а контроль над властью», - заявляет
Макфол.Он считает, что демократия нужна не как идеология, а как средство
контроля над использованием денег налогоплательщиков, «чтобы знать об одной
простой вещи: где деньги? кто украл деньги? как они были использованы?». В
феврале 2009 г.,
когда планировалась первая официальная встреча президента России Д. Медведева и
новоизбранного президента США Б. Обамы, предполагалось, что одной из двух
основных тем президентских переговоров станет совместный проект по борьбе с
коррупцией. Разработкой этого документа, в том числе конкретных предложений,
занимался именно Майкл Макфол. Несомненно, наработки для указанного проекта
будут использованы новым послом США в его деятельности в Москве.
* * *
Накануне саммита «большой
восьмерки» в Довиле, где Барак Обама информировал Дмитрия Медведева о
назначении нового посла США в Москве, глава Белого дома посетил Лондон. 25 мая
он произнес речь в Вестминстер-холле, став первым президентом США, выступившим
перед обеими палатами британского парламента. Обама заявил, что Лондон и
Вашингтон должны «открыть новую главу в своей общей истории» и повести за собой
мир. «Наступило время нашего лидерства.Мы - США,
Великобритания и наши демократические союзники - формируем мир, в котором могутобразоваться новые нации, и люди смогут достичь благополучия».
Выступление Обамы в Лондоне 25
мая 2011 года уже окрестили «новой фултонской речью»: снова США и Британия
объединяются, чтобы противопоставить себя общему врагу и всему миру. Однако
основные тезисы Обамы в целом отличаются от тех, что огласил Уинстон Черчилль 5
марта 1946 года в своей речи в Фултоне (США), ставшей сигналом к началу
«холодной войны».
В отличие от Черчилля,
ратовавшего за «братскую ассоциацию англоговорящих народов», Обама в Лондоне
объявил о формировании мира, в котором «могут образоваться новыенации». Такое возможно только при «перемешивании» ныне существующих
наций и народов и возникновении на этой основе абсолютно новой человеческой
общности. Речь идет не о противостоянии различных идеологий, что было
актуальным 65 лет назад, а о конечной цели новой мировой политики -кардинальной смене модели общественного устройства.
Причем необходимость объединения Британии и США в повестке дня не стоит: Обама
подчеркивает, что США, Великобритания и их «демократические союзники» ужеформируют новый мир (в Ливии они это показали).
* * *
Одним из трендов сегодняшней
мировой политики стали неразрывно связанные между собой действия по
формированию союза наднациональных сетевых структур. Вероятным
направлением деятельности указанного союза является формирование нового
общественного устройства в Северной Евразии - одной из самых стабильных и
природно-обеспеченных территорий земного шара, которая приобретёт особое
значение в случае реализации сценария глобальной экологической катастрофы, вопрос о возможности
которой уже поставлен американскими учеными. Оттуда же начнется восстановление
после катастрофы - в новых, постиндустриальных формах управления обществом.
Реализация планов по созданию
нового типа организации общества в Северной Евразии требует глубокой
перестройки России на базе концепции имперско-подобного образования и союза
сетевых структур. Планируемая ускоренная либерализация визового режима между
США и РФ признана обеспечить долгосрочное присутствие на территории России
американских специалистов и представителей систем влияния, стоящих за
администрацией Обамы, - с тем, чтобы как можно более быстро и эффективно
осуществить перестройку российского общества в соответствии с планами новой
мировой политики. А Майкл Макфол, как один из наиболее близких к Обаме
чиновников президентской администрации и связующее звено между Обамой и
«британской группой» (Макфол был стипендиатом Фонда Родса во время обучения в
Оксфорде), может быть призван обеспечивать общее руководство действиями этих
представителей на территории РФ, выступая одновременно медиатором в создании
союза сетевых структур.
По некоторым данным, М. Макфол имеет
практический опыт успешного демонтажа устойчивых государственных структур: он
входил в группу советников Б.Обамы по выработке стратегической линии США
в событиях "арабской весны"…
Нельзя не обратить внимание на то, что
«неожиданное» назначение такого «продвинутого» в организации «бархатных»
революций политика, как М.Макфол, послом в России происходит в преддверии
президентских выборов в РФ.
Анализируя возможные причины назначения
М.Макфола, нельзя не отметить и его заметную роль в успешном (для США)
заключении нового Договора о СНВ. Макфол является соавтором
полного текста Договора, обладающего «скрытыми параметрами»,
обуславливающими возможность дестабилизирующего воздействия на стратегические
возможности России. В настоящее время США начинают новый этап
ударно-информационной кампании по «денуклеизации» России в сфере тактического
ядерного оружия. Спустя десять дней после процедуры обмена ратификационными
грамотами начал «работать» один из «скрытых параметров»
Договора о сокращении наступательных вооружений (ДСНВ). В соответствии с
поправкой Сене Лемье 4/S.AMDN.4908 прием на хранение ратификационных документов
(а именно с этого момента ДСНВ вступает в полную силу) должен быть проведен
после согласия российской стороны на переговоры по вопросу так называемой «ликвидации
дисбаланса» в тактическом ядерном оружии (ТЯО) России и США (читай:
согласия на сокращение российского ТЯО). Уже в феврале 2011 г. Б.Обама в письме,
направленном ряду ключевых сенаторов, заявил о начале в ближайшее время
переговоров с Россией, направленных «на устранение диспаритета между
тактическими ядерными вооружениями РФ и США и на обеспечение безопасности и
сокращение числа тактических ядерных боеголовок способом, поддающимся
проверке».
Достаточно очевидно, что одной из основных задач
М.Макфола в Москве будет организация в России процесса сокращения российского
ТЯО с опорой на упоминавшуюся выше «поддержку индивидов, групп, общественных
объединений, научных и аналитических центров, государственных служащих». Это
очень важная для Америки задача. Россия, которой после развала СССР в
качестве основной ролевой функции в мире определена роль поставщика сырья и
энергоносителей для развитых стран (по консолидированному мнению всех правящих
на Западе групп, независимо от нюансов их политических ориентаций), «не имеет
права» ни на высокий геополитический статус, ни на обладание СЯС и ТЯО.
В условиях намечающихся глобальных изменений в
Мир-системе Западный мир не может быть снисходителен к ядерным
возможностям «энергетических держав», особенно в том случае, если таковые
обладают первоклассным геополитическим потенциалом.
Таким образом, из назначения М.Макфола послом в
Москве следует, что администрация Б.Обамы свой выбор в отношении России
сделала. Это надо чётко понимать при организации взаимодействия по линии
Россия - США.