НАТО делает рывок на восток
Со времени распада Организации Варшавского договора ни для кого не секрет, что Североатлантический альянс поставил перед собой задачу расширения на восток, а также на территории Северной и Тропической Африки.
После падения Берлинской стены и роспуска Советского Союза многим казалось, что дальнейшее существование НАТО утратило смысл и что эта созданная Западом для «коллективной самообороны» организация в скором времени канет в лету вслед за Варшавским блоком. Однако те американцы, канадцы и европейцы, чьим кредо стал «новый мировой порядок» под военным предводительством НАТО, сумели вдохнуть в Североатлантический альянс новую жизнь, превратив его в агрессивный вооруженный союз, целью которого стало навязывание воли американско-европейской «оси» различным странам мира, в том числе находящимся далеко за пределами Европы и Североатлантического региона.
Расширение НАТО на восток и на юг сопровождалось по-пентагоновски поспешным и эклектично организованным вовлечением в альянс новых членов, а также запуском таких скороспелых программ, как «Партнерство ради мира», «Стамбульская инициатива сотрудничества», «Планы действий по подготовке к членству», «Индивидуальные планы действий партнерства», «Средиземноморский диалог».
Расширение НАТО на восток, сильно напоминающее нацистский Drang nach Osten, стало обретать реальные черты, когда госсекретарь США Мадлен Олбрайт, сама выходец из Чехословакии, продавила принятие в НАТО Чехии, Польши и Венгрии, причем Москву при этом продолжали уверять, что на территории данных государств военные базы и войска НАТО никогда не появятся.Поляк Бжезинский, этот закаленный боец холодной войны, поддерживал Олбрайт и использовал свой политический вес для продвижения концепции «двойного расширения» НАТО.
Влияние заражённых русофобией восточно-европейских эмигрантов вроде М.Олбрайт (урожденной Корбеловой) и З.Бжезинского всегда сказывалось на американской внешней политике не самым благоприятным с точки зрения национальной безопасности США образом.Подобная вполне типичная ситуация складывалась и тогда, когда еврейское лобби влияло на формирование американской ближневосточной политики, американцы ирландского происхождения — на подходы администрации США к проблеме Северной Ирландии, а беженцы с Кубы — на политику США в Латинской Америке. В условиях американского «плавильного котла» укоренившиеся в этнических лобби предубеждения против определенных стран и народов постоянно отражаются на процессе принятия Вашингтоном внешнеполитических решений. Продвижение НАТО к российским границам — яркий пример такого рода...
От администрации Клинтона Москва получила в своё время обещание, что в НАТО никогда не окажутся непосредственно граничащие с Россией страны. Это обещание тоже оказалось фальшивкой: 21 мая 1998 года Билл Клинтон подписал пакт о расширении НАТО, благодаря чему на следующий год в числе членов альянса вошли Чехия, Польша и Венгрия, а еще через девять лет администрация США объявила о планах размещения противоракетных баз в Польше и радара системы ПРО — в Чехии.
В 2004 году, через три года после того как НАТО, в порядке реакции на террористические акты 11 сентября, впервые в истории прибегла к статье 5 своего устава, согласно которой нападение на одну из стран альянса расценивается как нападение на всех, в военный блок вошли граничащие с Россией Эстония, Латвия и Литва (наряду с Болгарией, Румынией, Словакией и Словенией). В 2009 году к НАТО присоединились Албания и Хорватия, а к структурам управления альянса подключилась Франция, вышедшая из военной организации блока при генерале Де Голле в 1967 году.
Благодаря «Планам действий по подготовке к членству» Украина и Грузия, являвшиеся в прошлом составными частями Советского Союза, превратились в активных кандидатов на вхождение в НАТО, а четыре балканские республики — Македония, Черногория, Босния и Герцеговина, а также оккупированное натовскими войсками Косово получили возможность попробовать пробраться в альянс. Еще три страны — Молдавия, Белоруссия и Сербия — получили от НАТО сигналы о том, что при условии смены их внешнеполитических курсов вопрос об их членстве в НАТО также будет рассмотрен… Серьезное давление с целью вовлечения их в НАТО оказывается на Кипр и Мальту, особенно в связи с войной в Ливии и сменой режимов в Египте и Тунисе.
В 1999 году М.Олбрайт и ряд других лиц из внешнеполитического и военного блоков администрации Клинтона руководили длившейся 11 недель военно-воздушной кампанией НАТО против Югославии. Натовские бомбардировки Белграда живо напомнили о тех днях Второй мировой войны, когда город крушила фашистская авиация.
В 2002 году силы НАТО уже вели бои далеко на востоке, в Афганистане, в ходе разворачивавшейся при главенстве США операции Международных сил содействия безопасности. В дальнейшем зона активности НАТО в Афганистане расширилась, захватив часть пакистанской территории. Ряд стран НАТО предоставил свои войска для американского вторжения в Ирак и его последующей оккупации. Силы НАТО участвовали в миротворческих операциях в Судане, существенно расширяя свое военное проникновение на Африканский континент. Вашингтон сформировал новую ветвь американского военного командования — AFRICOM, в зону ответственности которого вошла Африка. AFRICOM функционирует на базе инфраструктуры управления НАТО в Штутгарте. Натовские военнослужащие размещены и в техническом подразделении связи при штаб-квартире Африканского Союза в столице Эфиопии Аддис-Абебе.
На состоявшемся в 2008 году в Бухаресте саммите НАТО представители ряда стран блока выступили против приема в его ряды Украины, Грузии и Македонии, и на этом этапе процесс непосредственного приема в альянс новых членов остановился. Однако принятые на бухарестском саммите решения повлекли создание иных механизмов фактического расширения НАТО. Не входящим в число европейских странам был предложен вариант «ассоциированного членства». Согласно статье 10 устава НАТО, на роль новых членов альянса могут претендовать только европейские страны. Кроме того, в статье 6 устава НАТО четко указано, что зоной ответственности блока являются территории европейских и северо-американских стран-членов, Французский Алжир, а также территории находящихся под юрисдикцией стран-членов НАТО островов в Атлантике к северу от тропика Рака.
Притом, что в настоящее время в НАТО звучат настойчивые предложения внести поправки в статьи 6 и 10 устава организации, на основе «Средиземноморского диалога» и «Стамбульской инициативы сотрудничества» реализуются индивидуальные планы партнерства с альянсом. Первая программа индивидуального сотрудничества начала действовать между НАТО и Израилем на основе «Средиземноморского диалога». Для Израиля это стало шагом к членству в НАТО, что давно является заветным желанием и израильского руководства, и влиятельного еврейского лобби в США. Кроме того, в рамках «Средиземноморского диалога» были заложены основы для ассоциированного членства в НАТО таких стран, как Египет, Иордания, Мавритания, Тунис, Марокко и Алжир. Если натовская военная кампания против Ливии увенчается успехом и в Триполи утвердится пользующийся поддержкой НАТО Переходный национальный совет, в сферу ассоциированного членства в НАТО попадет вся Северная Африка. Следует отметить, что даже при Каддафи Ливия имела статус наблюдателя в системе «Средиземноморского диалога».
В 2004 году, на Стамбульском саммите НАТО, механизм «Стамбульской инициативы сотрудничества» начал использоваться для обеспечения продвижения НАТО на Аравийский полуостров. Группа стран, являющихся членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива - Кувейт, Оман, Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты — подключились к режиму этой инициативы. В то же время два других государства, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива - Саудовская Аравия и Катар — остались за рамками данного режима. Однако Марокко и Иордания, участвующие в «Средиземноморском диалоге», вступили в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, что, по мнению ряда наблюдателей, должно окончательно укрепить контроль со стороны НАТО над районом Персидского залива и привести к консолидации арабских монархий на основе натовских неформальных гарантий безопасности. В довершение картины, недавно основатель частной военной компании Blackwater Эрик Принс основал в Абу-Даби, причем под правительственным патронажем, частное военное агентство Reflex Responses (R2), сотрудниками которого являются бывшие бойцы колумбийских, чилийских и южно-африканских спецподразделений.
Привязка государств региона Персидского залива к НАТО проявилась в том, что военные подразделения из Объединенных Арабских Эмиратов приняли участие в миссии KFOR, разместившись в северной части Косова, близ границы края с Сербией, а части военно-воздушных сил ОАЭ и Катара совершали авианалеты на Ливию с расположенных в Средиземноморье натовских баз. Кроме того, выяснилось, что при помощи судов под тунисским флагом осуществлялись контрабандные поставки оружия ливийским повстанцам, что является дополнительным свидетельством функционирования «Средиземноморского диалога» и «Стамбульской инициативы сотрудничества» в качестве инструментов НАТО и вопреки статьям 6 и 10 устава альянса.
Ряд генеральных секретарей НАТО, включая завсегдатаев бильдербергских собраний предыдущего и нынешнего руководителей альянса Яапа де Хооп Схеффера и Андерса Фог Расмуссена, не раз призывали к расширению НАТО за пределы, очерченные её уставом. В качестве средств достижения этой цели предполагается использовать «Партнерство ради мира» и натовские индивидуальные программы партнерства. Статус ассоциированных с НАТО членов предлагался Австралии, Японии, Новой Зеландии, Южной Корее, Индии, Бразилии и ЮАР. Восприимчивыми к этой идее оказались только Австралия, Новая Зеландия и Япония. Вместе с тем НАТО удалось добиться определенного успеха в переговорах на тему своего расширения с нейтральным скандинавским государством. В настоящее время шведские самолеты совершают вылеты в рамках натовской кампании против Ливии — похоже, что в НАТО не успокоятся, пока все до единой европейские страны не войдут в альянс.
НАТО стремится осуществить то, к чему мог только мечтать привести Германию Адольф Гитлер: она пытается превратиться в военно-политический альянс, властвующий над всем миром.
Уэйн МЭДСЕН (США)
источник: «Фонд стратегической Культуры»>
|