Главная УКРАИНСКИЙ ВЕСТНИК Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSСреда, 2025-01-22, 21:15
Меню сайта

Категории раздела
Политика [156]
Экономика [28]
Общество [12]
История и культура [9]
Новости [34]
Спорт [12]
Шоу-бизнес [7]

Главная » 2012 » Январь » 5 » Теория экономических кризисов: кредитный «бум», перепроизводство и «плохие долги» Часть вторая
19:39
Теория экономических кризисов: кредитный «бум», перепроизводство и «плохие долги» Часть вторая

Теория экономических кризисов: кредитный «бум», перепроизводство и «плохие долги» (Часть вторая)

Аналогичный процесс происходит на балансе банковской системы при финансировании инвестиции за счет кредита - при «успешной» инвестиции актив становится больше пассива, банк получает прибыль, в случае «ошибки», приводящей к «невозврату», стоимость актива падает и в балансе образуется «дыра» - которая «сжимает» денежную массу – пассивы становятся больше обязательств, которые в полной мере уже не могут быть возвращены. Затем эти «дыры» для успешного банка закрываются прибылью от других, более успешных проектов, но только - в «восходящей» стадии экономического цикла. Проблема в том, что этот процесс по возможности маскируется банками и не является абсолютно прозрачным.

Безусловное значение австрийской экономической школы состоит в том, что она достаточно верно показала роль процесса взаимосвязи расширения банковского кредитования и экономического цикла. Согласно ее представлениям в кризисах виноват «кредитный бум», при котором происходит снижение кредитных ставок, а стадии инвестиционных проектов удлиняются по времени. Это соответствует эмпирическим фактам. Поэтому можно согласиться с их утверждением, что возникновение кредитного бума является одной из важнейших причин и предпосылок ошибочных инвестиций. Согласно австрийской школе, в этом случае инвестиции превышают сбережения и имеющаяся структура и величина общественных сбережений не соответствует новым «избыточным» инвестициям. Это достаточно интересный тезис.

Но сразу отметим, что указанная причина не является единственной. Вторая – фундаментальная неспособность «стихийных» процессов инвестирования к сбалансированности из-за отсутствия необходимой информации.

Понятие планируемых инвестиций, введенной кейнсианской школой, очень важно. Это важнейший макро- и микро- экономический параметр, характеризующий способность экономических субъектов исполнить свои бизнес планы и вернуть взятые кредиты.Выражаясь кейнсианской терминологией, в точке «перелома» планируемые инвестиции превышают сбережения и не могут быть закончены успешно из-за ресурсных ограничений. По определению инвестиции всегда равны сбережениям, но планируемые инвестиции не всегда равны фактическим сбережениям.

В любом случае кредитное расширение должно быть управляемо и сбалансировано усилиями денежных властей – всякий бум приводит к краху. Читая воспоминания Л.Эрхарда, одного из авторов немецкого экономического чуда, можно увидеть насколько эффективно и эластично, в обе «стороны», денежные власти Германии в то время управляли процентными ставками и нормами резервирования – вот это и есть это самое «искусство».

Банковский сектор безусловно в прямом смысле выполняет роль сердечно-сосудистой системы экономики, где банки – сердце, а расчетная система - сосуды. Избыточный пульс (измеряемый как скорость прироста кредитования) разрушает систему, но его слабость или того хуже отсутствие так же губительно, как и для живого организма.

Основная «вторичная» причина сползания в рецессию – кредитное сжатие, вызванное нарастанием первичного негативного фона в экономике. Самый важный вопрос в теории цикла – что является первичной причиной начала негативных явлений? Можно выдвинуть следущие предположения: ухудшение финансового положения компаний; дефицит ресурсов в банковской системе и нормативные ограничения, снижающие темпы роста кредитов; «первичный» рост просроченной задолженности и переоценка рисков; внешние и внутренние шоки на финансовых рынках; или их комбинация.

Рано или поздно стадия «безудержного оптимизма», «кредитного бума», инвертируется, происходит «переворот». Значительная часть инвестиций оказываются ошибочными. Число «первичных» дефолтов по корпоративным кредитам увеличивается, сначала этот процесс находится в «скрытой» фазе для экономики. По всей видимости, банкам это картина начинает открываться раньше всех.

Что касается падения скорости прироста кредитования, то оно может быть представлено графиком 2.2. Рост кредитования в квартальном выражении на 1.10.2007 и 1.01.2008 достиг очень высокого значения в 13.51 и 14.97 % соответственно. Возможно, его снижение в предкризисный период до уровня 10.06 % к 1.04.2008 г., а затем 8.52 % к 1.07.2008 г. был достаточен для «отсечки» процесса сбалансированного «избыточного» роста экономики, что ограничило необходимый прирост спроса.

Экономика демонстрирует колоссальную инерцию – уже на фоне кризисных явлений к 1.10.2008 г. прирост кредитования сохранился на уровне 8.10 % и только к 1.01.2009 упал до 4 %, став отрицательным уже во втором квартале 2009 г. Однако эта картина может искажаться «помощью» крупным компаниям. Следует учитывать, что восприятие кризиса различно, кто-то понимал все последствия надвигающегося шторма уже в конце августа, кто-то позже, после «официального» признания кризиса. Спад динамики роста кредитования в начале 2008 г., как и достижение полной занятости, можно рассматривать как «первичные» признаки инверсии цикла.

Рассмотрим гипотезу внутренних ограничений в банковской системе. Интересно, что в банковской системе России накануне 2008 г. на фоне огромных темпов прироста кредитов и денежной массы, составлявшие в максимуме около 40 % в год, которые соответствовали кредитному буму, в предкризисный период достаточность банковского капитала и ликвидность постепенно истощались. Это выражалось в том, что коэффициент достаточности капитала [норматив Н1 - считается по инструкции N 110 ЦБ РФ, определяется как отношение капитала к сумме активов банка, взвешенных на уровни риска по видам активов] в среднем по банковской системе постепенно снижался, наряду с общей ликвидностью. Такая картина была обусловлена ростом фактического и расчетного риска, учитываемого в этом показателе, а также увеличением резервов, создаваемых под эти активы.

Не смотря на то, что в среднем он был еще далек от предельного (10 % для банков с капиталов более 5 млн. евро), у определенных банков, в т.ч. некоторых крупных он был близок к нему. Например, один из крупных банков РФ, который достаточно активно наращивал свой кредитный портфель, к середине 2008 г. имел норматив достаточности капитала 10.7 при предельном значении 10.0 %. На 1.01.2007 г. доля банков с капиталом в пределах от 10 до 12 % (абсолютное число – 105 из 1189 банков – т.е. 8.8 % от общего числа ) выросла до 44.9 % в активах всего банковского сектора.

Почему это наблюдалось? На стадии кредитного бума рост акционерного капитала и ресурсов не поспевает за ростом кредитов, что обуславливает наличие точки, за которой банки вынуждены тормозить дальнейшее наращивание кредитных вложений из-за уменьшения норматива достаточности капитала и снижения ликвидности, что неизбежно приводит к кредитному сжатию и стагнации экономики. Здесь совсем не обязательно, чтобы истощение капитала наступило у всех банков. Но важно, чтобы доля банков с «предельным» капиталом составила достаточную критическую массу в активах банковского сектора, тогда торможение в кредитовании становится неизбежным. Приведенные тенденции показывают наличие теоретического «предела» расширения.

Как показывает анализ предкризисных периодов, обычно острой стадии кризиса предшествует некий застой, замедление темпов роста денежной массы в экономике (США, 1929 г. Россия, первая половина 2008 г.). Этот факт является объектом пристального внимания со стороны монетаризма. Такое состояние хорошо соответствует стадии «финансовой хрупкости» Мински. Возможно, это вызвано первыми признаками «кредитного сжатия». В этом момент достаточно незначительного толчка, создающего даже минимальный денежный дефицит, который способен запустить широкомасштабный кризис на фондовом рынке, затем в финансовой и банковской системе, что приводит к падению расходов, совокупного спроса и коллапсу реального сектора (см.лето-осень 2008 г. Россия).

Следует отметить, что хотя основной причиной кризиса («спусковой крючок») 2008 г. в России – явился массированный отток капитала, вызванный действиями иностранных спекулянтов на фоне войны в Абхазии и мирового финансового кризиса, запустившего крах фондового рынка, бегство в валюту и т.д. Другая причина – действия наших денежных властей, допустивших при значительном профиците бюджета недостаточный рост денежной массы М2 в первом полугодии 2008 г. , который к 1.05.2008 г. составил лишь 0.6 % с начала года.

Стадия финансовой хрупкости по Мински (или «перегрев экономики» из-за «кредитного бума») может быть индентифицирована исходя из эмпирических критериев. Основные признаки – достижение максимальной занятости, высокий спрос на рынке труда, рост заработной платы, устойчивый и высокий темп роста кредитования и денежной массы, рост цен на активы (акции и недвижимость), - на фоне устойчивого тренда снижения достаточности капитала и ликвидности банковской системы.

Часто на фазе перед «переворотом» на рынке возникает состояние всеобщей «эйфории», когда кажется что экономика, доходы населения, фондовый рынок и цены на недвижимость безостановочно растут, деньги дешевы и завтра будет все тоже самое [Ч. Киндлбергер, Р. Алибер, Мировые финансовые кризисы. Мании, паники и крахи]. В это время многие аналитики могут давать оптимистичные прогнозы на будущее, подобные тем, которые давались в США в августе 1929 г. и у нас в первой половине 2008 г. Тем не менее - будущее не предсказуемо.

После кризиса в экономике наступает долговой кризис, дефляция, которая приводит к росту реальной стоимости долгов и их обслуживания, при этом «неэффективные» проекты повисают на балансах банков в виде невозвратных долгов.

Долги приводят к истощению банковского капитала и еще более усиливают кредитное сжатие. И пока эти долги не рассосутся до определенного уровня - полноценный экономический рост не возможен. Этот факт, как и перепроизводство, объясняет по прежнему огромную безработицу в США. Вот почему в настоящее время значительные усилия денежных властей США направлены именно на расчистку балансов от «плохих» активов. Единственный вопрос на который пока никто не может дать ответа: что им делать с огромной массой накопленных долгов - как государства, так и граждан? Безработица вызывается перепроизводством или дефицитом спроса; или перепроизводством долгов, которые ограничивают создание нового спроса.

Наиболее сложный процесс, который приводит к затягиванию посткризисных процессов – это ликвидация ошибочных инвестиций или их «покрытие», а также очистка балансов компаний и банков от «плохих» долгов. Такая картина лишний раз подтверждает материальную основу кризисных явлений. Показатели ошибочных инвестиций на макроуровне - доля невозвратных долгов в ВВП, доля невозвратных долгов в активах банков, доля убыточных и обанкроченных предприятий.

Нельзя также не заметить, что расчистка балансов наших банков от плохих долгов по сравнению посткризисным периодом 1998 г. затянулась, что связано с консервативной денежной политикой наших денежных властей, попавших из-за огромного внешнего корпоративного долга в «девальвационную» ловушку, которая не позволяет провести умеренную девальвацию рубля.

Чем определяется время экономического цикла, составляющего около 7-10 лет ? Временем выхода на насыщение по доходности инвестиций, в т.ч. уровнем процента, скоростью роста экономики и кредитования, запасом незанятой рабочей силы, скоростью роста населения, характерным сроком окупаемости (доходностью) инвестиций в «длинных» проектах.

В Ветхом Завете содержится как запрет на ссудный процент, так и рекомендации о периодическом прощении долгов.

«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею». [Второзаконие, 23,19-20]
«В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа [Бога твоего]; с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости» [Второзаконие, 15,1-3].

Александр Одинцов

Теория экономических кризисов: кредитный «бум», перепроизводство и «плохие долги» (Часть первая)

Теория экономических кризисов: кредитный «бум», перепроизводство и «плохие долги» (Часть третья)

источник: www.imperiya.by

Категория: Экономика | Просмотров: 1590 | Добавил: Rebel | Теги: экономика, глобальная политика | Рейтинг:5.0/1
Глобус статистики

Поиск

Социальные сети

Читать newsukrtimes в Твиттере


Друзья, теперь вы можете читать и комментировать мои записи и на Я.ру — news-ukraine!


Статистика


Copyright MyCorp © 2025